Вязкость моторных масел
7 Мая 2020 19:08
Основная задача моторного масла – не допустить сухого трения движущихся и вращающихся внутренних деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров агрегата. Очевидно, что сделать жидкость, которая обладала бы необходимыми для этого свойствами, и при этом имела бы стабильные заявленные характеристики в широком диапазоне температур невозможно, а диапазон рабочих температур моторного масла достаточно широк.
При этом нужно учитывать, что та температура, которую большинство автолюбителей наблюдают на приборной панели, и которую принято называть температурой двигателя – на самом деле является температурой охлаждающей жидкости (антифриза или тосола), которая действительно стабильна в прогретом двигателе и должна составлять около 90 градусов по Цельсию. Температура моторного масла при этом существенно меняется и может доходить до 140 - 150 градусов по Цельсию, в зависимости от скорости и интенсивности движения и погодных условий.
Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя внутреннего сгорания и агрегата производитель определяет компромиссные оптимальные параметры моторного (трансмиссионного) масла. Именно эти параметры, как заявляет производитель агрегата, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей двигателя (поршневой группы) при заданных по назначению условиях эксплуатации.
Наиболее важным из параметров моторного масла считается его вязкость.
Вязкость моторного масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей двигателя, сохраняя при этом текучесть. Именно вязкость моторного масла более всего меняется в зависимости от температуры, являясь переменной величиной.
В связи с этим американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного моторного масла при разных рабочих температурах. По сути, эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель ДВС допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.
После аббревиатуры SAE на таре можно увидеть несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 0W-40 (для всесезонного масла, которое, как правило используется вбольшинстве современных двигателей).
Принято считать, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше. В частности, масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Но это абсолютно не означает, что если Вы зальете в свой гражданский мотор спортивное масло, он от этого станет спортивным или лучше поедет. Скорее всего, будет как раз наоборот – вы таким образом потеряете мощность и повредите двигатель. Таким образом, главное - использовать для двигателя или агрегата то моторное масло, которое рекомендует изготовитель.